В Москве завершился фестиваль Disney и КАРО.Арт «Главная женская роль»

В Москве завершился фестиваль Disney и КАРО.Арт  «Главная женская роль»

В киноцентре «Октябрь» прошел фестиваль компании Disney в России и СНГ и проекта КАРО.Арт при информационной поддержке социальной сети Вконтакте. Зрители смогли увидеть 6 картин студий Disney, которые по-новому представили женские образы в кино, а также стали участниками дискуссий со спикерами о современной роли женщины в кино и жизни.

  • Фильмом открытия фестиваля стала новая работа Disney «Круиз по джунглям». Картину представила режиссер и сценарист Оксана Карас.

«С одной стороны, происходят позитивные изменения, гендерная карта киномира становится всё более женской. Только в этом году «Оскар»® выиграла женщина-режиссер - основной приз и приз за режиссуру получила Хлои Чжао за фильм «Земля кочевников». На Каннском кинофестивале триумфатором была молодая француженка Жюли Декорно - Гран-При за картину «Титан», а в параллельной программе, второй по значимости после основного конкурса, в «Особом взгляде», впервые победила  наша соотечественница – российский режиссер Кира Коваленко с фильмом «Разжимая кулаки». Это, конечно, очень вдохновляет, – говорит Оксана. - С другой стороны, очевидно, что в кино по-прежнему женских ролей намного меньше, чем мужских. Согласно исследованию Института Джины Дэвис по гендерным вопросам из 5500 проанализированных ими персонажей в 122 фильмах только 30%  главных персонажей были женщинами и 70% - мужчинами. Кажущееся равноправие ещё не наступило. Есть в кино и клише, с которыми мы постоянно пытаемся бороться и на драматургическом уровне, и как режиссеры. Главная беда - это, конечно, клишированные женские персонажи. Их, кстати, не только придумывают сценаристы-мужчины, мы – женщины тоже страдаем этими стереотипами. Есть несколько таких главных женских персонажей, которыми злоупотребляют сценаристы. Роковая женщина (например, героиня Шэрон Стоун в «Основном инстинкте). Девушка-мечта, Муза, которая вдохновляет главного героя, но сама всегда остается на вторых ролях. Женщина в беде, которую спасает главный герой, такая архетипичная Спящая красавица, бездействует, ждет своего спасителя. Типичная стерва. Героиня-карьеристка, сильный персонаж, например, как Мерил Стрип в «Дьявол носит Prada», но тоже, как правило, клишированная героиня – очень маскулинная, склонная доминировать во всем, с проблемами в личной жизни. Верная Пенелопа, очередная бездействующая героиня, в ожидании своего любимого, используется только в романтичном ракурсе. Ну и, конечно, амазонка, женщина-воин, которая всегда плохо заканчивает, погибает, или просто остается несчастной и одинокой. 
Поэтому всякий раз, когда появляется оригинальная женская героиня, со сложным неоднозначным характером, с большим масштабом личности, с юмором в конце концов - это уже повод для радости. Героиня фильма Disney «Круиз по джунглям» в исполнении Эмили Блант - настоящая разрушительница общественных стереотипов и подрывательница кинооснов. Ее пассионарный напор и личная харизма -  необычны даже для современного мира. Но как же это круто, что таких персонажей в кино становится всё больше!»

  • Продолжила фестиваль заключительная часть саги – фильм «Звёздные Войны: Скайуокер. Восход», который представила и обсудила Анна Рудакова, основатель форума Woman who matter.

По словам Анны, «за последние годы экранные героини много работали над изменениями традиционных образов женщин в кино. Пытались вырваться за очерченные обществом рамки, чему способствовала новая волна феминизма и борьба за гражданские права. Постепенно киноиндустрия начала осознавать драматургический потенциал независимых и сложных персонажей. И сегодня мы видим экранную героиню уже другой: сильная женщина, которая сохранила в себе многие черты старых ролевых моделей, но в то же время внесла и новое: целостность, внутреннюю независимость, возможность выбора, каким бы он ни был. Новые героини Disney – про это».

  • Третьим показом фестиваля стал художественный фильм Гая Ричи «Аладдин», дискуссию вокруг которого провела журналист, просветительница, преподаватель Высшей школы экономики Александра Баженова-Сорокина:

«Аладдин» Гая Ричи – это переосмысление истории, то, как она может звучать в 2021 году. Здесь Жасмин как и в анимационном фильме не хочет быть принцессой, она чувствует себя в ловушке. Но теперь у нее есть положительная программа, она сама хочет править своей страной. Новый художественный фильм очень точно подчеркивает, что у каждого человека есть точка, с которой он не может сойти, социальный потолок - и у женщин, и у бедняков, и даже у визиря. И каждый из них разными способами пытается его преодолеть. Мне кажется, это интересная перспектива для изучения этой истории» - рассказала Александра.    

  • Фильм Disney «Зверополис» представила журналист, лектор и кинокритик Алиса Таежная.

По ее мнению, «современные женские истории в кино становятся более глубокими и динамичными, часто выводя нас за границы привычного шаблонного восприятия. Одна из причин этого явления - случившаяся в конце 2000-х – начале 2010-х годов четвертая волна феминизма, которая затронула всё западное общество, Европу и США в особенности, подросло новое поколение девушек и женщин, которые наблюдали реальность вокруг себя и понимали всё ее многообразие. Параллельно с этим развились соц.сети, без которых не было бы огромного количества личных мнений, историй, профилей самых обычных людей, формирующих современный взгляд на мир. И те вещи, которые раньше ускользали от общего среднестатистического глаза, внезапно появились в центре внимания у обычных мужчин и женщин, которые стали выражать свои симпатии при помощи подписок, читать про своих любимых героев среди обычных людей. Выяснилось, что среди них есть и мужчины, которые предпочитают носить платья и блёстки, и девушки, которые любят на самом деле заниматься силовыми тренировками, и телезвёзды, которые живут как самые обычные наши соседи и друзья. Весь этот мир раздвинул наше понимание стереотипов, позволил нам быть расслабленней по отношению к нашим недостаткам, в чем-то уязвимыми, а в чем-то более терпимыми.
В медийном нарративе женщин в современном кино сместился фокус. Героине «Храбрая сердцем» было важно быть классной воительницей и лучницей, для Жасмин было важно сеять добро и по-другому устраивать общество, а не просто выходить замуж, крольчиха Джуди Хопс хотела не просто идти по стопам родителей, собирая морковку, а прийти в большой город Зверополис – фантазийное пространство, вдохновленное Нью-Йорком, – и в этом жестоком городе, где все кругом пытаются посягнуть на ее права, защитить не только себя, но и всех слабых и уязвимых. Во многих последних фильмах Disney девчонки начинают по-настоящему проявлять себя, не стесняться своих характеров и ставить совершенно другие цели - совсем не те, которые было принято придумывать в 40-е и 50-е годы, когда большинство из них были всё-таки спящими красавицами».

  • Следующим фильмом фестиваля стала картина Disney «Малефисента». Его представила журналист и писатель Саша Сулим.

«Малефисента» - ремейк фильма «Спящая Красавица», но это ревизионистская работа, - поделилась Саша. - В истории про одну из главных злодеек Disney истинным злодеем оказался мужчина. Более того, фильм полностью оправдывает ту самую злодейку, демонстрируя дестигматизацию гнева. Следующий интересный для меня момент – это объективация, слово, любимое феминистками, когда они говорят о кино, особенно о классическом Голливуде, когда женщина приравнивается к объекту. Например, в классическом прочтении сказки о Спящей Красавицы, главная как будто бы героиня, не предпринимает действий, она лишь спит беспробудным сном и ждет принца. Здесь же объектом оказывается принц, которому даже не дают справиться с главной своей функцией – пробудить спящую принцессу.
Мир людей предстает как территория мужчин, а мир Малефисенты – воплощение женщины, ратующей за сосуществование. Но благостность ее намерений разбивается предательством, которое в данном случае аттрибутируется больше мужскому миру, где чтобы встать у руля, нужно принести жертву. 
В сказках есть архетипичные образы, которые считываются всеми. Здорово, что сейчас Disney привносит новую философию и ревизионирует то, что десятилетиями внушалось нам как незыблемые образы. С помощью нового прочтения привычных нам историй происходят значимые изменения в том, как мы воспринимаем привычные роли. Фильм 2014 года стал одним из самых неожиданных и в чем-то радикальных, в авангарде прорывных мыслей».

  • Фильмом закрытием фестиваля стала картина MARVEL «Тор: Рагнарёк». Его представила главный редактор Forbes Woman и Forbes Life Юлия Варшавская.

«Сегодня большое массовое кино стало тем самым первооткрывателем историй про новые женские образы, – поделилась Юлия. - Я исключительно уверена, что невозможно что-то серьезно поменять в обществе, если говорить об этом только локально в маленьких гостиных, где все друг друга понимают. Как и в случае со сказками, которые сформировали поколения людей в определенных образах и архетипах, так и фильмы про супергероев формируют сегодня новую повестку. И в ней у женщины совершенно другая роль – роль лидера, роль сильного и смелого творца, а не просто музы, которая стоит на заднем плане.
Исследования показывают, что женщинам приходится быть намного злее и яростней, когда они добиваются власти. Есть примеры в политике – если женщина добивается высокого поста, при равных условиях она вводит гораздо более жесткие меры, потому что ей нужно доказать, что она может вести себя в этих ситуациях на равных с мужчиной. Эта история интересно показана в фильме. Валькирия – сложный персонаж. Ей присущи черты, которые канонически присваиваются мужчинам. Травма, после которой человек себя запускает, лишается принципов, много пьет – это же классический мужской персонаж, а здесь это женщина, которая проживает этот путь.
Я очень рада, что эта повестка присутствует сегодня в массовом кино. «Тор: Рагнарёк» в год выхода посмотрели миллионы людей, что позволило заложить те самые необходимые кирпичики в наше общество, чтобы следующее поколение женщин и девочек, и мальчиков выросли абсолютно свободными от гендерных стереотипов».